В настоящее время существует много подходов к оценке психомоторного развития детей в возрасте одного-двух лет. Шкала оценки по Гриффитс позволяет определить уровень развития ребенка по таким параметрам, как моторика, социальная адаптация, слух и речь, зрительная функция и действия рук, способность к игре. По каждому из параметров выставляется соответствующий балл, затем баллы суммируются и по их сумме определяется уровень развития.
Перевод Кешишян Е.С.
1-й год
Месяц жизни |
Моторика |
балл |
Социальная адаптация |
балл |
Слух и речь |
балл |
Глаза и руки |
балл |
Способность к игре |
балл |
1 |
Поднимает подбородок лежа на животе |
1 |
Кратковременно фиксирует взгляд на предмете
|
1 |
Вздрагивает от звуков |
1 |
Следит глазами за ярким источником света |
1 |
Сжимает пальцы исследователя |
1 |
|
Отталкивается ногами от рук исследователя |
2 |
Успокаивается на руках |
2 |
Успокаивается от обращенной к нему речи
|
2 |
Смотрит на кольцо или игрушку |
2 |
Реагирует на родителей генерализованными движениями |
2 |
|
Удерживает вертикально головку несколько секунд |
3 |
Радуется купанию |
3 |
Гулит больше, чем плачет |
3 |
Смотрит на колокольчик, расположенный прямо перед ним |
3 |
Руки тянет в рот |
3 |
2 |
Поднимает головку, лежа на животе |
4 |
Улыбается |
4 |
Слушает колокольчик |
4 |
Прослеживает за колокольчиком в горизонтальном направлении |
4 |
Энергично двигает ручками |
4 |
3 |
Энергично брыкается |
5 |
Узнает мать |
5 |
Гулит, произносит гласные звуки |
5 |
Прослеживает за колокольчиком в вертикальном направлении |
5 |
Реакция на родителей: тянет к ним головку |
5 |
4 |
При купании активно отталкивается ножками |
6 |
Гулит на обращение к нему |
6 |
Ищет глазами источник звука |
6 |
Переводит взгляд с объекта на объект |
6 |
Удерживает палочку |
6 |
|
Поднимает головку лежа на спине |
7 |
Следит глазами за движением человека |
7 |
Слушает музыку |
7 |
Следит за колокольчиком по кругу |
7 |
Играет со своими пальчиками |
7 |
|
Перекатывается с боку на спину |
8 |
Реагирует на взгляд улыбкой или гулением |
8 |
Произносит два и более звука |
8 |
Наблюдает за предметом, подвешенным на веревочке |
8 |
Рассматривает коробку на столе |
8 |
|
Выпрямляет спину в сидячем положении |
9 |
Дружелюбен к незнакомым людям |
9 |
Ищет источник звука, поворачивая голову |
9 |
Сжимает игрушку, когда ее вкладывают в руку |
9 |
Сопротивляется при попытке отнять игрушку |
9 |
|
Поднимает голову и грудь лежа на животе |
10 |
Сопротивляется, когда взрослый тянет; хочет забрать кольцо |
10 |
Громко смеется |
10 |
Взглядом исследует и рассматривает новый предмет |
10 |
Сжимает кубик и удерживает его |
10 |
|
Длительно удерживает головку в вертикальном положении |
11 1 |
Радуется, резвится, когда с ним играют |
11 |
Точно поворачивает головку в сторону звонка |
11 |
Тянется к игрушке и захватывает ее |
11 |
Бьет кубиком по другому |
11 |
Продолжение таблицы
Месяц жизни |
Моторика |
балл |
Социальная адаптация |
балл |
Слух и речь |
балл |
Глаза и руки |
балл |
Способность к игре |
Балл |
4 |
Поднимает головку и плечи в положении на спине |
12 |
Перестает плакать, когда с ним разговаривают |
12 |
Слушает мелодичные звуки |
12 |
Тянет игрушку в рот |
12 |
Отталкивает игрушку |
12 |
5 |
Перекатывается с боку на бок |
13 |
Поворачивает голову в сторону разговаривающего или поющего |
13 |
Гулит и прекращает плакать при звуках музыки |
13 |
Хватает раскачивающуюся игрушку |
13 |
Проявляет интерес к различным коробочкам |
13 |
|
Играет с большим пальцем на йогах |
14 |
Пытается помочь, когда его присаживают |
14 |
Лепечет, обращаясь к человеку, |
14 |
Пытается остановить раскачивающуюся игрушку |
14 |
Берет кубик со стола |
14 |
6 |
Появляется реакция ползания - подгибает коленки |
15 |
Держит ложку |
15 |
Манипулирует колокольчиком |
15 |
Обследует руками стол |
15 |
Держит два кубика |
15 |
|
Сидит со слабой поддержкой |
16 |
Тянется, чтобы его взяли на руки |
16 |
Произносит четыре и более различных звуков |
16 |
Играется с колокольчиком, трясет его и разглядывает |
16 |
Захватывает коробку |
16 |
7 |
Переворачивается со спины на живот и назад |
17 |
Пьет из чашки |
17 |
«Отвечает», когда его зовут |
17 |
Пытается дотянуться и любым способом схватить веревку |
17 |
Манипулирует кубиками, |
17 |
|
Первое появление шаговых движений - танцующее движение |
18 |
Манипулирует чашкой и ложкой |
18 |
Двусложный лепет |
18 |
Следит за падающими предметами |
18 |
Достает и берет предмет |
18 |
|
Усиленно старается ползать |
19 |
Реагирует на свое отражение в зеркале - смотрит в него |
19 |
Кричит, чтобы привлечь к себе внимание |
19 |
Стучит одним предметом о другой |
19 |
Перекладывает игрушку из рук в руки |
19 |
8 |
Сидит сам короткое время |
20 |
Различает знакомых и незнакомых |
20 |
Прислушивается к разговору |
20 |
Следит, когда рисуют на бумаге |
20 |
Бросает один кубик, чтобы взять другой |
20 |
|
Более четкая реакция перешагивания -ставит одну ножку на другую |
21 |
Быстро реагирует на изменение ситуации |
21 |
Издает певучие звуки |
21 |
Прочно удерживает раскачивающееся кольцо |
21 |
Играет сразу двумя предметами |
21 |
9 |
Крутится на месте на полу (более усложненная реакция ползания) |
22 |
Плачет, если убрать игрушку |
22 |
Фразовый лепет - четыре и более слогов |
22 |
«Частичная» специализация -выведение большого и указательного пальцев |
22 |
Мнет бумагу |
22 |
Продолжение таблицы
Месяц жизни |
Моторика |
балл |
Социальная адаптация |
балл |
Слух и речь |
балл |
Глаза и руки |
балл |
Способность к игре |
Балл |
9 |
Может самостоятельно сидеть на полу |
23 |
Пытается держать чашку когда пьет |
23 |
Говорит «ма-ма», «па-па» |
23 |
Захватывает более мелкие предметы (кубики 2x2, шарик) |
23 |
Переворачивает чашку, чтобы найти игрушку |
23 |
|
Пытается ползать вперед и назад |
24 |
Стаскивает шапку |
24 |
Слушает тиканье часов |
24 |
Раскачивает кольцо на веревке |
24 |
Бьет кубиком о стол |
24 |
10. |
Стоит при поддержке |
25 |
Реагирует на свое отражение в зеркале - смеется, играет с ним |
25 |
Качает головой, «да» или «нет» |
25 |
Играет с подвешенными игрушками |
25 |
Стучит двумя кубиками друг о друга |
25 |
|
Хорошо сидит в стуле |
26 |
Машет рукой, говоря «до свидания» |
26 |
Говорит два слова |
26 |
Осознанно бросает предметы |
26 |
Поднимает крышку с коробки |
26 |
11 |
Поднимается сам, держась за что-то |
27 |
Проявляет свою любовь |
27 |
Лепечет предложения |
27 |
Полная специализация большого и остальных пальцев |
27 |
Находит спрятанную игрушку |
27 |
|
Может долго стоять, держась за что-то |
28 |
Берет в рот, сосет свой палец на руке |
28 |
Осознанно играет колокольчиком |
28 |
Может указывать предмет пальцем |
28 |
Пытается вынуть кубик из коробки |
28 |
|
Полноценное ползание на «четвереньках» |
29 |
Осознанно играет с чашкой и ложкой, правильно подносит их ко рту |
29 |
Реагирует на музыку, пение |
29 |
Интересуется заводными игрушками |
29 |
Удерживает три кубика |
29 |
12 |
Переступает самостоятельно по периметру кровати или манежа |
30 |
Отвечает на простые просьбы (типа «дай мне») |
30 |
Длительно лепечет, особенно когда один |
30 |
Может держать карандаш и тыкать им в бумагу, пытаясь рисовать |
30 |
Вынимает кубики из коробки и укладывает их в коробку |
30 |
|
Ходит за ручку |
31 |
Хлопает в ладоши |
31 |
Говорит три слова |
31 |
Калякает на бумаге |
31 |
- |
31 |
Условно можно представить нормативы психомоторного развития в один год жизни по шкале Гриффитс в виде таблицы.
Сводная таблица баллов № 1
Месяцы |
Сумма баллов |
Месяцы |
Сумма баллов |
1 |
5-15 |
7 |
85-95 |
2 |
20 |
8 |
100-105 |
3 |
25 |
9 |
110-120 |
4 |
30-60 |
10 |
125-130 |
5 |
65-70 |
11 |
135-145 |
6 |
75-80 |
12 |
150-155 |
2-й год
Месяц жизни |
Моторика |
балл |
Социальная адаптация |
балл |
Слух и речь |
балл |
Глаза и руки |
балл |
Способность к игре |
балл |
13 |
Забираетступеньку |
32 |
Кладет и вынимает маленькие предметы из чашки во время игры |
32 |
Явно пытается петь |
32 |
Любит держать мелкие игрушки |
32 |
Среди всех игрушек находит спрятанную игрушку или кубик |
|
|
Стоит сам |
33 |
Пытается помогать при одевании |
33 |
Несколько секунд рассматривает картинки в книжке |
33 |
Появляется разница между правой и левой рукой |
33 |
Вкладывает предмет в предназначенное для него отверстие |
33 |
14 |
Ходит сам |
34 |
Держит чашку во время еды |
34 |
Откликается на свое имя |
34 |
Играет с мячиком |
34 |
Открывает две разные по форме коробки |
34 |
|
Стоит на коленях или на стуле |
35 |
Самостоятельно пользуется ложкой, не проливая пищу |
35 |
Подыгрывает при считалоч-ках и стишках |
35 |
Укладывает кубики в коробку, когда его просят об этом |
35 |
Пытается взбираться вверх по лестнице |
35 |
15 |
Пытается взбираться по лестнице |
36 |
Показывает на ботиночки, чтобы их одели |
36 |
Пользуется четырьмя- пятью ясными словами |
36 |
Любит двигать маленькие машинки |
36 |
Вкладывает кружочки друг в друга |
36 |
|
Любит толкать игрушечную лошадку или коляску |
37 |
Пытается повернуть дверную ручку |
37 |
Выделяет определенный предмет среди множества |
37 |
Ставит кубики друг на друга |
37 |
В игровой форме вынимает и кладет обратно кубики |
37 |
16 |
Уверенно ходит |
38 |
Появляются навыки чистоплотности |
38 |
Пользуется шестью-семью словами |
38 |
Лучше рисует каракули -более длинными линиями |
38 |
Вкладывает квадратики друг в друга |
38 |
|
Наклоняется за игрушкой |
39 |
Хорошо пьет из наполовину наполненной чашки |
39 |
Вставляет в лепет понимаемые слова |
39 |
Находит завернутую игрушку |
39 |
Складывает два элемента пирамиды |
39 |
17 |
Взбирается на низкий стул |
40 |
Может снять туфли и носки |
40 |
С удовольствием рассматривает книжки и картинки |
40 |
Помогает собирать игрушки |
40 |
Осознанно закрывает коробку крышкой |
40 |
18 |
Ходит вперед и назад с поворотом |
41 |
Нравится рассматривать книжку со взрослыми |
41 |
Находит два заданных предмета в коробке |
41 |
Собирает пирамидку из трех составных частей |
41 |
Вкладывает три и более кружка друг в друга |
41 |
19 |
Ходит и тянет за собой на веревочке машину |
42 |
Называет одну часть тела |
42 |
Пользуется девятью словами |
42 |
Кидает мячик |
42 |
Может вложить два кубика друг в друга, в коробку и закрыть ее |
42 |
Продолжение таблицы
Месяц жизни |
Моторика |
балл |
Социальная адаптация |
балл |
Слух и речь |
балл |
Глаза и руки |
балл |
Способность к игре |
балл |
19 |
Карабкается по лестнице вниз и вверх |
43 |
Просится на горшок, контролирует стул
|
43 |
Различает 4 заданных предмета среди множества |
43 |
Собирает пирамидку из 4 частей
|
43 |
Вкладывает раздельно кружочки и квадратики в специальные пазы |
43 |
20 |
Прыгает |
44 |
Свободно пользуется ложкой |
44 |
Пользуется 12 словами |
44 |
Рисует длинные прямые линии |
44 |
Может вложить три и более предметов различной формы |
44 |
45 |
Бегает |
45 |
Днем просится |
45 |
Называет картинку |
45 |
Переливает воду из одной чашки, в другую |
45 |
Правильно раскладывает фигурки разной формы и вкладывает их в соответствующие пазы |
45 |
21 |
Уверенно ходит по лестнице вверх |
46 |
Пытается рассказать, что с ним произошло |
46 |
Комбинирует слова |
46 |
Пытается рисовать круговые фигуры на бумаге |
46 |
|
46 |
|
Взбирается на любой стул, чтобы на него встать |
47 |
За столом просит что-либо, правильно называя предмет |
47 |
Различает и называет две картинки |
47 |
Составляет пирамиду из пяти и более составных частей |
47 |
|
47 |
22 |
Может спрыгнуть со ступеньки |
48 |
Называет подряд две части тела |
48 |
Слушает сказки |
48 |
Чертит вертикальные линии |
48 |
Собирает домик из кубиков |
48 |
23 |
Может сам сидеть за столом |
49 |
Называет три и более части тела |
49 |
Словарный запас - 20 четких слов |
49 |
Собирает поезд из трех вагончиков |
49 |
|
49 |
24 |
Может ударить по мячу |
50 |
Сам открывает дверь |
50 |
Четко называет свои игрушки |
50 |
Пытается заставить игрушки двигаться |
50 |
Играет с различными элементами «развивающего центра» |
50 |
|
Свободно самостоятельно ходит по лестнице |
51 |
Активно помогает раздевать его и одевать |
51 |
Пользуется словами из четырех и более слогов |
51 |
Чертит горизонтальные линии |
51 |
|
51 |
Сводная таблица баллов № 2 (для возраста с 13 месяцев до 2 лет)
Месяцы |
Сумма баллов |
Месяцы |
Сумма баллов |
Месяцы |
Сумма баллов |
13 |
160-165 |
17 |
200 |
21 |
230-235 |
14 |
170-175 |
18 |
205 |
22 |
240 |
15 |
180-185 |
19 |
210-215 |
23 |
245 |
16 |
190-195 |
20 |
220-225 |
24 |
250-255 |
Оценка психомоторного развития производится по каждой графе, соответствующей возрасту ребёнка. Причём ребёнок может опережать норму развития по графе для своего возраста, тогда выбирается графа и бал из более старшего возраста. И, наоборот, при задержке развития выбирается графа и бал нормы меньшего возраста.
После сложения всех баллов определяется, какого уровня в развитии достиг ребенок. Сравнивается сумма баллов, который он набирает, с баллом, который определен нормативами.
Например, в один год ребенок должен иметь по «моторике» 31 балл, а он достиг только 17 баллов. По графе «социальная адаптация» должен иметь 31 балл, а наш исследуемый достиг только 16 баллов. По графе «слух и речь» 13 баллов, то есть соответствует 5-месячному уровню. По графе «глаза и руки» достиг 19 баллов из возможных 31 балла. И по «способности к игре» в один год набирает 20 баллов из возможных 31 балла.
Итак, ребёнок в возрасте одного года набрал:
Моторика - 17 баллов
Социальная адаптация - 16 баллов
Слух и речь- 13 баллов
Глаза и руки - 19 баллов
Способность к игре - 20 баллов
Общая сумма - 85 баллов из 150-155 возможных баллов. Таким образом, годовалый ребенок по общему психомоторному развитию набрал сумму баллов на возраст 7 месяцев, а по отдельным показателям:
Моторика - соответствует 7-ми месяцам
Социальная адаптация - соответствует 6-ти месяцам
Слух и речь - соответствует 5-ти месяцам
Глаза и руки - соответствует 7-ми месяцам
Способность к игре - соответствует 8-ми месяцам.
По баллам при оценке психомоторного развитии ребенка можно выявить показание к более глубокому исследованию в медико-психолого-педагогическом плане (консультации невролога, детского психолога, воспитателя-дефектолога, логопеда и др.).
Необходимо установить причины отставания ребенка, провести более углубленное исследование, определить адекватные пути развития ребёнка:
1) осмотр и оценка состояния нервной системы неврологом, возможно с рекомендациями по лечебной физкультуре, физиотерапии, лекарственному лечению,
2) оценка педиатром соматического состояния ребёнка (в том числе набирает ли он вес по норме своего возраста, обеспечен ли ребёнок достаточным по количеству и качеству питанием и др.),
3) психолого-педаготическое воздействие и коррекционно-развивающие мероприятия, возможно при помощи психолога, логопеда.
Таким образом, используя шкалу психомоторного развития по Гриффитс, можно выявить отставание определенных функций и спланировать корригирующие меры, направленные на стимуляцию развития данных функций. Для более глубокого изучения детей используются и другие методики: О.В. Баженовой (1986), Ю.А. Лисичкиной (2004), М.Л. Дунайкина (2001) и др. Но у других методик одна сложность использования – больший объём и громоздкость.
Предлагаем родителям и мамам деток в возрасте от 1 месяца до 2 лет, рождённых в домашних условиях, поучаствовать в опросе и прислать оценку в баллах по шкале Гриффитс .
Просьба, кроме возраста, пола (мальчик или девочка) и баллов развития, указать какие были роды:
- роды «соло» или в сопровождении акушерки
- «сухопутные» роды или «водные»: вода в первый период родов, или во всех периодах (на схватках и потугах)
-первые, вторые и т.д. домашние роды,
- роды после КС (2-х КС),
- домашние роды после роддомовских (одних, двух и т.д.)
- роды в головном или тазовом предлежании плода
- был ли прокол пузыря (на полном раскрытии и потугах или раньше)
- была ли симуляция схваток или потуг уколом окситоцина, надавливанием на живот?
Данные такого опроса нам необходимы для заключения о состоянии психомоторного развития детей рождённых в естественных родах в домашних условиях.