Шкала психомоторного развития по Гриффитс

Подробности
Категория: Здоровье малыша
Опубликовано 19.10.2012 10:53
Просмотров: 65456

 
В настоящее время существует много подходов к оценке психомоторного развития детей в возрасте одного-двух лет. Шкала оценки по Гриффитс позволяет определить уровень развития ребенка по таким параметрам, как моторика, социальная адаптация, слух и речь, зрительная функция и действия рук, способность к игре. По каждому из параметров выставляется соответствующий балл, затем баллы суммируются и по их сумме определяется уровень развития. 


Перевод Кешишян Е.С.

1-й год 

Месяц жизни

Моторика

балл

Социальная адаптация

балл

Слух и речь

балл

Глаза и руки

балл

Способность к игре

балл

1

Поднимает подбородок лежа на животе

1

Кратковременно фиксирует взгляд на предмете

 

1

Вздрагивает от звуков

1

Следит глазами за ярким источником света

1

Сжимает пальцы исследователя

1

 

Отталкивается ногами от рук исследователя

2

Успокаивается на руках

2

Успокаивается от обращенной к нему речи

 

2

Смотрит на кольцо или игрушку

2

Реагирует на родителей генерализованными движениями

2

 

Удерживает вертикально головку несколько секунд

3

Радуется купанию

3

Гулит больше, чем плачет

3

Смотрит на колокольчик, расположенный прямо перед ним

3

Руки тянет в рот

3

2

Поднимает головку, лежа на животе

4

Улыбается

4

Слушает колокольчик

4

Прослеживает за колокольчиком в горизонтальном направлении

4

Энергично двигает ручками

4

3

Энергично брыкается

5

Узнает мать

5

Гулит, произносит гласные звуки

5

Прослеживает за колокольчиком в вертикальном направлении

5

Реакция на родителей: тянет к ним головку

5

4

При купании активно отталкивается ножками

6

Гулит на обращение к нему

6

Ищет глазами источник звука

6

Переводит взгляд с объекта на объект

6

Удерживает палочку

6

 

Поднимает головку лежа на спине

7

Следит глазами за движением человека

7

Слушает музыку

7

Следит за колокольчиком по кругу

7

Играет со своими пальчиками

7

 

Перекатывается с боку на спину

8

Реагирует на взгляд улыбкой или гулением

8

Произносит два и более звука

8

Наблюдает за предметом, подвешенным на веревочке

8

Рассматривает коробку на столе

8

 

Выпрямляет спину в сидячем положении

9

Дружелюбен к незнакомым людям

9

Ищет источник звука, поворачивая голову

9

Сжимает игрушку, когда ее вкладывают в руку

9

Сопротивляется при попытке отнять игрушку

9

 

Поднимает голову и грудь лежа на животе

10

Сопротивляется, когда взрослый тянет; хочет забрать кольцо

10

Громко смеется

10

Взглядом исследует и рассматривает новый предмет

10

Сжимает кубик и удерживает его

10

 

Длительно удерживает головку в вертикальном положении

11

1

Радуется, резвится, когда с ним играют

11

Точно поворачивает головку в сторону звонка

11

Тянется к игрушке и захватывает ее

11

Бьет кубиком по другому

11

Продолжение таблицы

Месяц жизни

Моторика

балл

Социальная адаптация

балл

Слух и речь

балл

Глаза и руки

балл

Способность к игре

Балл

4

Поднимает головку и плечи в положении на спине

12

Перестает плакать, когда с ним разговаривают

12

Слушает мелодичные звуки

12

Тянет игрушку в рот

12

Отталкивает игрушку

12

5

Перекатывается с боку на бок

13

Поворачивает голову в сторону разговаривающего или поющего

13

Гулит и прекращает плакать при звуках музыки

13

Хватает раскачивающуюся игрушку

13

Проявляет интерес к различным коробочкам

13

 

Играет с большим пальцем на йогах

14

Пытается помочь, когда его присаживают

14

Лепечет, обращаясь к человеку,

14

Пытается остановить раскачивающуюся игрушку

14

Берет кубик со стола

14

6

Появляется реакция ползания - подгибает коленки

15

Держит ложку

15

Манипулирует колокольчиком

15

Обследует руками стол

15

Держит два кубика

15

 

Сидит со слабой поддержкой

16

Тянется, чтобы его взяли на руки

16

Произносит  четыре и более различных звуков

16

Играется с колокольчиком, трясет его и разглядывает

16

Захватывает коробку

16

7

Переворачивается со спины на живот и назад

17

Пьет из чашки

17

«Отвечает», когда его зовут

17

Пытается дотянуться и любым способом схватить веревку

17

Манипулирует кубиками,

17

 

Первое появление шаговых движений - танцующее движение

18

Манипулирует чашкой и ложкой

18

Двусложный лепет

18

Следит за падающими предметами

18

Достает и берет предмет

18

 

Усиленно старается ползать

19

Реагирует на свое отражение в зеркале - смотрит в него

19

Кричит, чтобы привлечь к себе внимание

19

Стучит одним предметом о другой

19

Перекладывает игрушку из рук в руки

19

8

Сидит сам короткое время

20

Различает знакомых и незнакомых

20

Прислушивается к разговору

20

Следит, когда рисуют на бумаге

20

Бросает один кубик, чтобы взять другой

20

 

Более четкая реакция перешагивания -ставит одну ножку на другую

21

Быстро реагирует на изменение ситуации

21

Издает певучие звуки

21

Прочно удерживает раскачивающееся кольцо

21

Играет сразу двумя предметами

21

9

Крутится на месте на полу (более усложненная реакция ползания)

22

Плачет, если убрать игрушку

22

Фразовый лепет - четыре и более слогов

22

«Частичная» специализация -выведение большого и указательного пальцев

22

Мнет бумагу

22

Продолжение таблицы

Месяц жизни

Моторика

балл

Социальная адаптация

балл

Слух и речь

балл

Глаза и руки

балл

Способность к игре

Балл

9

Может самостоятельно сидеть на полу

23

Пытается держать чашку когда пьет

23

Говорит «ма-ма», «па-па»

23

Захватывает более мелкие предметы (кубики 2x2, шарик)

23

Переворачивает чашку, чтобы найти игрушку

23

 

Пытается ползать вперед и назад

24

Стаскивает шапку

24

Слушает тиканье часов

24

Раскачивает кольцо на веревке

24

Бьет кубиком о стол

24

10.

Стоит при поддержке

25

Реагирует на свое отражение в зеркале - смеется, играет с ним

25

Качает головой, «да» или «нет»

25

Играет с подвешенными игрушками

25

Стучит двумя кубиками друг о друга

25

 

Хорошо сидит в стуле

26

Машет рукой, говоря «до свидания»

26

Говорит два слова

26

Осознанно бросает предметы

26

Поднимает крышку с коробки

26

11

Поднимается сам, держась за что-то

27

Проявляет свою любовь

27

Лепечет предложения

27

Полная специализация большого и остальных пальцев

27

Находит спрятанную игрушку

27

 

Может долго стоять, держась за что-то

28

Берет в рот, сосет свой палец на руке

28

Осознанно играет колокольчиком

28

Может указывать предмет пальцем

28

Пытается вынуть кубик из коробки

28

 

Полноценное ползание на «четвереньках»

29

Осознанно играет с чашкой и ложкой, правильно подносит их ко рту

29

Реагирует на музыку, пение

29

Интересуется заводными игрушками

29

Удерживает три кубика

29

12

Переступает самостоятельно по периметру кровати или манежа

30

Отвечает на простые просьбы (типа «дай мне»)

30

Длительно лепечет, особенно когда один

30

Может держать карандаш и тыкать им в бумагу, пытаясь рисовать

30

Вынимает кубики из коробки и укладывает их в коробку

30

 

Ходит за ручку

31

Хлопает в ладоши

31

Говорит три слова

31

Калякает на бумаге

31

-

31

 


Условно можно представить нормативы психомоторного развития в один год жизни по шкале Гриффитс в виде таблицы.

Сводная таблица баллов № 1

Месяцы

Сумма баллов

Месяцы

Сумма баллов

1

5-15

7

85-95

2

20

8

100-105

3

25

9

110-120

4

30-60

10

125-130

5

65-70

11

135-145

6

75-80

12

150-155

 


2-й год

Месяц жизни

Моторика

балл

Социальная адаптация

балл

Слух и речь

балл

Глаза и руки

балл

Способность к игре

балл

13

Забираетступеньку

32

Кладет и вынимает маленькие предметы из чашки во время игры

32

Явно пытается петь

32

Любит держать мелкие игрушки

32

Среди всех игрушек находит спрятанную игрушку или кубик

 

 

Стоит сам

33

Пытается помогать при одевании

33

Несколько секунд рассматривает картинки в книжке

33

Появляется разница между правой и левой рукой

33

Вкладывает предмет в предназначенное для него отверстие

33

14

Ходит сам

34

Держит чашку во время еды

34

Откликается на свое имя

34

Играет с мячиком

34

Открывает две разные по форме коробки

34

 

Стоит на коленях или на стуле

35

Самостоятельно пользуется ложкой, не проливая пищу

35

Подыгрывает при считалоч-ках и стишках

35

Укладывает кубики в коробку, когда его просят об этом

35

Пытается взбираться вверх по лестнице

35

15

Пытается взбираться по лестнице

36

Показывает на ботиночки, чтобы их одели

36

Пользуется четырьмя- пятью ясными словами

36

Любит двигать маленькие машинки

36

Вкладывает кружочки друг в друга

36

 

Любит толкать игрушечную лошадку или коляску

37

Пытается повернуть дверную ручку

37

Выделяет определенный предмет среди множества

37

Ставит кубики друг на друга

37

В игровой форме вынимает и кладет обратно кубики

37

16

Уверенно ходит

38

Появляются навыки чистоплотности

38

Пользуется шестью-семью словами

38

Лучше рисует каракули -более длинными линиями

38

Вкладывает квадратики друг в друга

38

 

Наклоняется за игрушкой

39

Хорошо пьет из наполовину наполненной чашки

39

Вставляет в лепет понимаемые слова

39

Находит завернутую игрушку

39

Складывает два элемента пирамиды

39

17

Взбирается на низкий стул

40

Может снять туфли и носки

40

С удовольствием рассматривает книжки и картинки

40

Помогает собирать игрушки

40

Осознанно закрывает коробку крышкой

40

18

Ходит вперед и назад с поворотом

41

Нравится рассматривать книжку со взрослыми

41

Находит два заданных предмета в коробке

41

Собирает пирамидку из трех составных частей

41

Вкладывает три и более кружка друг в друга

41

19

Ходит и тянет за собой на веревочке машину

42

Называет одну часть тела

42

Пользуется девятью словами

42

Кидает мячик

42

Может вложить два кубика друг в друга, в коробку и закрыть ее

42

Продолжение таблицы

Месяц жизни

Моторика

балл

Социальная адаптация

балл

Слух и речь

балл

Глаза и руки

балл

Способность к игре

балл

19

Карабкается по лестнице вниз и вверх

43

Просится на горшок, контролирует стул

 

43

Различает 4 заданных предмета среди множества

43

Собирает пирамидку из 4 частей

 

43

Вкладывает раздельно кружочки и квадратики в специальные пазы

43

20

Прыгает

44

Свободно пользуется ложкой

44

Пользуется 12 словами

44

Рисует длинные прямые линии

44

Может вложить три и более предметов различной формы

44

45

Бегает

45

Днем просится

45

Называет картинку

45

Переливает воду из одной чашки, в другую

45

Правильно раскладывает фигурки разной формы и вкладывает их в соответствующие пазы

45

21

Уверенно ходит по лестнице вверх

46

Пытается рассказать, что с ним произошло

46

Комбинирует слова

46

Пытается рисовать круговые фигуры на бумаге

46

 

46

 

Взбирается на любой стул, чтобы на него встать

47

За столом просит что-либо, правильно называя предмет

47

Различает и называет две картинки

47

Составляет пирамиду из пяти и более составных частей

47

 

47

22

Может спрыгнуть со ступеньки

48

Называет подряд две части тела

48

Слушает сказки

48

Чертит вертикальные линии

48

Собирает домик из кубиков

48

23

Может сам сидеть за столом

49

Называет три и более части тела

49

Словарный запас - 20 четких слов

49

Собирает поезд из трех вагончиков

49

 

49

24

Может ударить по мячу

50

Сам открывает дверь

50

Четко называет свои игрушки

50

Пытается заставить игрушки двигаться

50

Играет с различными элементами «развивающего центра»

50

 

Свободно самостоятельно ходит по лестнице

51

Активно помогает раздевать его и одевать

51

Пользуется словами из четырех и более слогов

51

Чертит горизонтальные линии

51

 

51

 


Сводная таблица баллов № 2 (для возраста с 13 месяцев до 2 лет)

Месяцы

Сумма баллов

Месяцы

Сумма баллов

Месяцы

Сумма баллов

13

160-165

17

200

21

230-235

14

170-175

18

205

22

240

15

180-185

19

210-215

23

245

16

190-195

20

220-225

24

250-255

 

Оценка психомоторного развития производится по каждой графе,  соответствующей возрасту ребёнка. Причём ребёнок может опережать норму развития по графе для своего возраста, тогда выбирается графа и бал из более старшего возраста. И, наоборот, при задержке развития выбирается графа и бал нормы меньшего возраста.

После сложения всех баллов определяется,  какого уровня в развитии достиг ребенок. Сравнивается  сумма баллов, который он набирает, с баллом, который определен нормативами.

Например, в один год ребенок должен иметь по «моторике» 31 балл, а он достиг только 17 баллов. По графе «социальная адаптация» должен иметь 31 балл, а наш исследуемый достиг только 16 баллов. По графе «слух и речь» 13 баллов, то есть соответствует 5-месячному уровню. По графе «глаза и руки» достиг 19 баллов из возможных 31 балла. И по «способности к игре» в один год набирает 20 баллов из возможных 31 балла.

Итак, ребёнок в возрасте одного года набрал:

Моторика - 17 баллов

Социальная адаптация - 16 баллов

Слух и речь- 13 баллов

Глаза и руки - 19 баллов

Способность к игре - 20 баллов

Общая сумма - 85 баллов из 150-155 возможных баллов. Таким образом, годовалый ребенок по общему психомоторному  развитию набрал сумму баллов на возраст 7 месяцев, а по отдельным показателям:

Моторика - соответствует 7-ми месяцам

Социальная адаптация - соответствует 6-ти месяцам

Слух и речь - соответствует 5-ти месяцам

Глаза и руки - соответствует 7-ми месяцам

Способность к игре - соответствует 8-ми месяцам.

По баллам при оценке  психомоторного развитии ребенка можно выявить  показание к более глубокому исследованию в медико-психолого-педагогическом плане (консультации невролога, детского психолога, воспитателя-дефектолога, логопеда и др.).

Необходимо установить причины отставания ребенка, провести более углубленное исследование, определить адекватные пути развития ребёнка:

1)    осмотр и оценка состояния  нервной системы неврологом, возможно с рекомендациями по лечебной физкультуре, физиотерапии, лекарственному лечению,

2)    оценка педиатром  соматического состояния ребёнка  (в том числе набирает ли он вес по норме своего возраста, обеспечен ли ребёнок достаточным по количеству и качеству питанием  и др.), 

3)     психолого-педаготическое воздействие и коррекционно-развивающие мероприятия, возможно при помощи психолога, логопеда.

Таким образом, используя шкалу психомоторного развития по Гриффитс, можно выявить  отставание определенных функций и спланировать корригирующие меры, направленные  на стимуляцию развития данных функций.   Для более глубокого изучения детей  используются и другие методики: О.В. Баженовой (1986), Ю.А. Лисичкиной (2004), М.Л. Дунайкина (2001) и др. Но у других методик одна сложность  использования – больший объём и громоздкость.


 

Предлагаем  родителям и мамам деток в возрасте от 1 месяца до 2 лет, рождённых в домашних условиях, поучаствовать в опросе и прислать оценку в баллах  по шкале Гриффитс .

 Просьба, кроме возраста, пола (мальчик или девочка) и баллов развития, указать какие были роды:

- роды «соло» или в сопровождении акушерки

- «сухопутные» роды или «водные»: вода в первый период родов, или во всех периодах (на схватках и потугах)

-первые, вторые и т.д.  домашние роды,
         - роды после КС (2-х КС),

- домашние роды после роддомовских  (одних, двух и т.д.)
         - роды в головном или тазовом предлежании плода

- был ли прокол пузыря (на полном раскрытии и потугах или раньше)

- была ли симуляция схваток или потуг уколом окситоцина, надавливанием на живот?

 Данные такого опроса  нам необходимы для заключения о состоянии психомоторного развития детей рождённых в естественных родах в домашних условиях.