О пользе повышенной температуры

Подробности
Категория: Здоровье малыша
Опубликовано 18.09.2012 19:39
Просмотров: 52900

 

О температуре тела

Давно хочется изложить свое понимание роли повышенной температуры в процессе того или иного заболевания. Каким-то образом произошла подмена понятий и смыслов в этом вопросе. Если заболевание у ребенка протекает в сопровождении повышенной температуры, то родители объявляют первым врагом здоровью их малыша повышенную температуру и активно начинают бороться с ней. Более информированные родители, которые где-то что-то слышали о пользе повышенной температуры, не сразу стремятся победить жар у ребенка. Но так как понимания в этом вопросе и знаний не достаточно, быстро меняют свою точку зрения и при повышении температуры до 38 градусов используют жаропонижающее.

Чтобы восполнить этот информационный пробел, следует «рассекретить» информацию о повышенной температуре и ее роли в процессе инфекционного заболевания.

В первую очередь важно знать, что так называемая «нормальная» температура 36,6 – это среднестатистическая температура для взрослого здорового человеческого организма. С утра она может быть ниже, а к вечеру подняться до 37 градусов и даже немного выше. А у новорожденного ребенка температура 37,3 также является нормальной (замечу, что период новорожденности достаточно длительный – от рождения и до 40 дней).

Вот что пишет об этом известный физиолог, профессор А.И. Аршавский:

"…В медицине с  понятием НОРМЫ связывают часто некую среднюю (среднестатистическую) величину. НОРМОЙ для взрослого человека считается температура 36,6, хотя для отдельных людей нормальной может быть температура 36,3 или 37. Нормальной ЧСС (частота сердечных сокращений) для новорожденных в родильных домах считается 115 ударов в минуту, как некая средняя величина, колеблющаяся между 80 и 150 ударами в минуту. Такая среднестатистическая цифра ни о чем не говорит…"(1) (В медицинских учебниках принято считать, что норма сердечного ритма новорожденного 110-155 уд./мин. - прим. Т.С.)

Сразу хочется сказать, что повышенная температура появляется у человека не только во время болезни. Она может появиться при повышенной активности организма, который решает какую-либо серьезную задачу по трансформации. Например, температура часто повышается у малышей при прорезывании зубов или у женщин при появлении молока. Другими словами температура может возникнуть при повышенной активности тех или иных функций организма, делая трансформационные процессы более динамичными.

Но здесь мы будем говорить о повышенной температуре, которая сопровождает инфекционные заболевания.


Что говорят врачи по поводу повышенной температуры?

Роберт С. Мендельсон – американский врач-педиатр, доктор медицины, профессор педиатрии, пишет:

"…Измерение температуры, в сущности, тоже бесполезная процедура. Когда мать заболевшего ребенка звонит врачу, тот первым делом спрашивает, какая у него температура. Но этот вопрос лишен смысла, так как некоторые безобидные болезни протекают с очень высокой температурой. Скажем, розеола, обычная детская болезнь*, совершенно безвредная, часто дает температуру 40-40,1 градусов С, и в то же время существуют смертельно опасные болезни, скажем, туберкулезный менингит, при которых температура нормальная или почти нормальная. Поэтому врача должны интересовать качественные параметры – например, как чувствует себя ребенок, появилось ли что-нибудь необычное в его поведении. Доверять цифрам – значит придавать мистическое значение всему лечебному процессу…" (2)

Автор этих строк называет измерение температуры одним их медицинских ритуалов.

Московский врач-педиатр с 50-летним стажем врачебной деятельности Ада Михайловна Тимофеева в своей книге пишет следующее о повышенной температуре:

"…Существует много прекрасных старинных методов снижения температуры, о которых мы забыли. Но сначала мы подумаем: стоит ли вообще снижать у больных температуру, а если следует, то в каких случаях.

Повышение температуры свидетельствует о том, что организм начал борьбу с инфекцией. При температуре около 38 градусов начинают погибать болезнетворные микробы и вирусы. (А при температуре от 38,6 градусов большая их часть погибает за очень короткое время, и выздоровление происходит быстрее. – Т.С.) При этом организм вырабатывает защитные вещества, в частности специфические интерфероны, которые уничтожают вирусы. Следовательно, повышение температуры – знак борьбы самого организма с инфекцией. Только в борьбе организма с болезнетворными агентами вырабатывается иммунитет, т.е. появляются особые антитела, которые запоминают чужеродные микроорганизмы и при новой встрече «бросаются в бой» с ними. В таком случае человек приобретает защиту от данной болезни.

То есть, вырабатывается естественный иммунитет к этому заболеванию на всю жизнь. Именно поэтому безопаснее переболеть в детстве ветрянкой, краснухой или корью, которые всегда протекают при высоких температурах, и получить пожизненный иммунитет. Кроме того, дети намного легче переносят эти заболевания, чем взрослые.

Например, малыш, до 6 месяцев питающийся молоком матери, никогда не заболеет корью даже при близком контакте с больным, если мать ранее уже переболела этой болезнью. В материнском молоке будут находиться противокоревые антитела, которые уничтожать коревой вирус. Любой врач знает, что если у ребенка воспаление легких протекает на фоне нормальной температуры, то состояние такого больного значительно тяжелее по сравнению с больным, у которого такая же болезнь протекает на фоне повышенной температуры тела. У первого ребенка, несомненно, нарушена способность бороться с болезнью, снижен иммунитет.

Повышенная температура является приспособительной реакцией организма, направленной на уничтожение вредных агентов и стимуляцию собственного иммунитета…" (3)

А также повышенная температура не является причиной заболевания, и бороться с ней в большинстве случаев не надо.

Врач педиатр Е.О. Комаровский пишет: "…Повышение температуры тела – наиболее типичное проявление не только ОРВИ (острых респираторных вирусных инфекций), но и любой инфекционной болезни. Организм таким образом сам себя стимулирует, вырабатывая при этом вещества, которые будут бороться с возбудителями.

Главное из этих веществ – интерферон… Интерферон – это особый белок, обладающий способностью нейтрализовать вирусы, а его количество имеет прямую связь с температурой тела – т.е. чем выше температура тела, тем больше интерферона. Количество интерферона достигает своего максимума на второй-третий день после повышения температуры, и именно поэтому большинство ОРВИ благополучно заканчиваются на третий день болезни. Ежели интерферона мало – ребенок слабенький (не может отреагировать на инфекцию высокой температурой), или родители «сильно умные»: быстренько температуру «сбили», - то шансов на окончание болезни за три дня почти не остается. В этом случае вся надежда на антитела, которые покончат с вирусами обязательно, но вот сроки болезни будут совсем другими – около семи дней…"(4)

______________________________________________________________________

* Детская розеола — инфекционное заболевание, распространенное среди маленьких детей, преимущественно до 2-летнего возраста.
Другие названия: экзантема субитум, шестая болезнь, псевдокраснуха, внезапная экзантема, детская трёхдневная лихорадка, roseola infantum, exanthema subitum, pseudorubella
Эпидемиология: Rroseola infantum относится к наиболее частым экзантемам раннего детского возраста. Путь передачи воздушно-капельный. Инкубационный период 5-15 дней. Время максимального проявления между 6 и 24 месяцами жизни. В возрасте 4 лет почти у всех детей определяются антитела. Характерна сезонность — весна и начало лета.
Клинические проявления: обычно заболевание начинается остро, с подъема температуры до фебрильных цифр (выше 38,1 градуса). В дальнейшем, через день-два, может наблюдаться разжижение стула, возможно с примесью слизи. При этом отсутствуют любые другие проявления болезни. Нет катаральных явлений, кашля, насморка. Через 3-4 дня упорной лихорадки  (высокая температура) появляется макулопапулезная сыпь — сначала на лице, груди и животе, а через несколько часов по всему телу. В этой стадии могут увеличиваться нижнечелюстные лимфатические узлы. После появления сыпи температура больше не поднимается. Сыпь постепенно угасает, не оставляя пигментации или шелушения.
Диагностика: В общем анализе крови присутствует лейкопения, относительный лимфоцитоз.
Лечение: специфическое лечение не требуется. В период подъёма температуры применяются жаропонижающие средства (ибупрофен, парацетамол). У детей с иммуносупрессией возможно применение фоскарнета, ацикловира.


Когда надо снижать температуру?

Снижать температуру тела ребенка следует тогда, когда она очень высокая (39-40 градусов), и ребенок плохо переносит это состояние.

Здесь важно поставить акцент на фразе: "и ребенок плохо переносит это состояние". Дело в том, что многие дети хорошо переносят повышение температуры.

Что значит – «хорошо переносит повышенную температуру»?

Ребенок спит спокойно и много. Может часто просыпаться, но на короткое время. И большее время суток он проводит во сне. Он может быть вялым и как бы притихшим, когда бодрствуют. Просыпается, как правило, по какой-либо потребности, после удовлетворения которой быстро засыпает. Может временно отказаться от еды, а иногда на короткое время и от  воды.


Не редкость, когда 3-х летний малыш при температуре 38 градусов и выше продолжает вести активный образ жизни: играет, интересуется миром и т.д. И незначительным отличием его обычного поведения может являться то, что он меньше ест, больше пьет и больше спит, чем обычно. Это тоже относится к «хорошо переносит». Не стоит ребенка дополнительно утеплять, класть его в постель и уж тем более сбивать температуру. Но и выходить с ним из дома, или куда-то ехать тоже не следует. При повышенной температуре происходит нагрузка на сердечную деятельность и другие функции организма. Поэтому врачи советуют даже взрослым людям позволить себе поболеть, отменив все дела. Просто будьте в эти дни с ребенком, наблюдайте за его состоянием.

"…Каждый ребенок индивидуален и по-разному переносит повышенные температуры. Встречаются малыши, спокойно продолжающие играть при 39 градусах, но бывает всего 37,5, а он чуть ли не теряет сознание. Поэтому не может быть универсальных рекомендаций того, до каких пор надобно ждать и после какой цифры на шкале градусника начинать спасать…" (4)

Итак, «сбивать» повышенную температуру не следует, даже если она окажется несколько выше 39-40 градусов, если ребенок ее хорошо переносит. Чем выше температура, тем быстрее она поможет организму справится с инфекцией и тем меньше по времени температура будет высокой. И как результат – быстрее наступит выздоровление.

Что значит – «плохо переносит повышенную температуру»?

Ребенок засыпает на короткое время и спит тревожным сном. Просыпаясь, плачет. Может присутствовать блуждающий взгляд. Потом опять неглубоко засыпает, как бы находится в полудреме. Это говорит о том, что организм ребенка очень рьяно взялся за уничтожение инфекции. Взрослые люди описывают подобные переживания при высокой температуре как наваждение или сны с кошмарами. Возможно, и ребенок испытывает схожие состояния, только не может нам этого описать.

В этом случае ребенку необходимо помочь, снизив температуру на несколько десятых градуса.


Если мы будем использовать жаропонижающие препараты, то мы добьемся только понижения температуры, и, как правило, ниже 38 градусов. В этом случае инфекция окажется в безопасности и будет продолжать хозяйничать в организме ребенка. Болезнь затянется и перейдет из острой стадии в хроническую (хронос, лат. – время).

Если мы будем использовать антибиотики, то они, скорее всего, начнут уничтожать и в результате уничтожат болезнетворный вирус, благодаря чему температура так же начнет стремительно снижаться. Но заплатим мы за это высокую цену.

1. Антибиотики («анти» - против, «био» - жизнь) уже одним своим названием указывают на то, что они уничтожают не только болезнетворные бактерии, но и дружественные нашему организму бактерии, например бактерии микрофлоры кишечника. Активное применение антибиотиков в результате приводит к дисбактериозу – патологическому состоянию микрофлоры, распространившемуся во второй половины ХХ века и не сдающему свои позиции по сей день. Не трудно провести параллель с развитием фармакологической индустрии и активным использованием все новых и новых антибиотиков в этот же временной период. Рост заболеваний пищеварительной системы с ростом употребления антибиотиков - зависимость прямо пропорциональная.

2. Кроме того, часть составляющих антибиотиков не выводится организмом, оставаясь в организме в виде отложений в суставах и жизненно важных органах. Это в дальнейшем способствует возникновению различных известных заболеваний, а иногда ранее науке неведомых.

3. И, конечно же, использование антибиотиков лишает возможности организму сделать "слепок" болезнетворной бактерии, подавляет деятельность иммунной системы, как бы оставляя ее «безграмотной». Ведь мы лишаем организм повышенной температуры. Заболевание, неоднократно возвращаясь, переходит в хроническое.

Механизм выработки антител прост: от момента заболевания до момента проявления симптомов проходит какое-то время. И организм успевает сделать «лепок» болезнетворного агента. Поэтому многие чужеродные бактерии не находят себе пристанища в организме и уничтожаются иммунной системой «на корню» - до проявления симптомов заболевания. Но, когда температура начинает расти, мы уже говорим о начале заболевания. Повышение температуры ускоряет все процессы в организме* в целом, и скорость иммунного ответа в частности. В результате заболевание проходит быстрее, а
иммунная система, знакомая с «врагом» уже не пустит его на порог.

4. Любой врач знает, что при постоянном использовании того или иного антибиотика через некоторое время инфекция адаптируется к нему. И тогда приходится начинать прием более сильных лекарств. Тоже касается и жаропонижающих препаратов: их начинают принимать все чаще, а потом они перестают действовать как жаропонижающие. И приходиться переходить на другие лекарства.

Если причиной повышенной температуры является вирусное заболевание, то врачом назначаются противовирусные препараты, которые еще более токсичны, чем антибиотики.

"…Почти все проявления болезни – повышение температуры, насморк, кашель, отказ от еды – представляют собой способы борьбы организма с возбудителем инфекции. А современные лекарства могут творить чудеса – мгновенно снизить температуру, «отключить» насморк и кашель и т.д. К сожалению, многие такие лекарства в вашей домашней аптечке есть. Поэтому вы, кое-что зная, попытаетесь облегчить жизнь малышу и себе… А в результате вместо трех дней насморка получите три недели в больнице с воспалением легких…" (4)

Использование антибиотиков и жаропонижающих препаратов при простудах, ОРВИ, детских болезнях (краснуха, ветрянка и пр.) неоправдано и больше похоже «на стрельбу по воробьям из пушки». Эффект от низ очень временный, а с последующей разрухой потом придется долго разбираться.

Не стоит, конечно, полностью предавать анафеме лекарства разряда антибиотики, так как, если они созданы, то в них есть тоже польза для человечества. Они могут стать незаменимыми в случае, если организм развернул слишком активную деятельность по борьбе с инфекцией, и заболевание развивается слишком стремительно или, если человек оказался пораженным неведомым для него (и для его предков) заболеванием.
Таким заболеванием, к примеру, явился полиомиелит, когда советские люди столкнулись с ним впервые. (Подробнее об этом читайте в разделе «Иммунизации. Историческая справка о полиомиелите и гриппе».)

"…Следует также снижать температуру тела у детей, склонных к судорогам, у детей с родовыми травмами и поражениями центральной нервной системы. В таких случаях нужно начинать снижение температуры тела при 37,5-37,8 градусах, не дожидаясь подъема до 38 градусов и выше…" (4)

В наше время около 80% детей рождаются с физиологической незрелостью. (1)

"…В последние годы все возрастает количество физиологически незрелых новорожденных (более 80%). Кроме того, присутствуют родовые травмы и поражения ЦНС той или иной степени тяжести, приобретенные во время рождения. На долю наследственно обусловленных заболеваний приходится всего лишь 5-7%. Цифры просто несопоставимы. При этом первая величина имеет тенденцию к дальнейшему росту…" (1)

При этом у Е.О. Комаровского мы читаем:

"…Бывают, и совсем не редко, ситуации, когда повышение температуры тела ребенком плохо переносится. Иногда повышение температуры тела ребенка опасно потому, что у него есть какие-либо болезни нервной системы, и высокая температура тела может спровоцировать судороги. Да и, по большому счету, температура тела выше 39 градусов, которая держится больше часа, имеет отрицательный эффект не меньше, чем положительный…" (4)

Получается, что при такой статистике половине детей мы не можем предоставить возможность естественным образом развивать и усиливать иммунную систему для самостоятельной борьбы с инфекцией.

И напрашивается вывод, что растущая вверх температура у заболевшего ребенка должна вызывать панику у большинства родителей.

Здесь нам Комаровский не объясняет, почему температура выше 39 градусов, которая держится больше часа, на столько же вредна, на сколько и полезна. И зачем ее сбивать, если ребенок хорошо переносит ее?

До судорог дело доводить не обязательно, т.к. в нашем арсенале есть способы небольшого - на несколько десятых градуса - снижения температуры естественными методами.

__________________________________________

* Как было сказано в самом начале, температура может подняться при повышенной активности тех или иных функций организма, делая трансформационные процессы более динамичными. Именно поэтому каждое повышение температуры не следует воспринимать как симптом заболевания и сразу стремиться сбить ее любым способом.


Как снижать температуру?

Еще раз следует отметить, что мы наблюдаем за ребенком: за повышением температуры, за его поведением и состоянием. И, оценивая это состояние как «хорошо переносит температуру», не  предпринимаем никаких действий в сторону ее снижения. Е.О. Комаровский рекомендует в этом случае следующее.

"…Два обязательных действия:
1.    Обильное питье (приблизительно температуры тела);
2.    Прохладный воздух в комнате (оптимально 16-18 градусов) (ребенок одет - прим. автора).

Если эти условия выполнены, вероятность того, что организм сам не справится с температурой, очень невелика…" (4)

Итак…

Если ребенок плохо переносит температуру или родители плохо переносят факт повышения температуры у своего чада, то существует достаточно большой арсенал способов частично снизить ее, не нарушив борьбы естественного иммунитета ребенка с инфекцией.


Диета и очистительная клизма

Если температура начинает быстро расти, то в этом случае очень хорошо помогает клизма (емкостью от 50 мл до 250 мл – в зависимости от возраста ребенка). Температура воды – 34-36 градусов. Воду немного нужно подсолить простой поваренной солью так, чтобы на вкус вода была чуть-чуть соленой. Соленая вода не всосется в организм, а наоборот – втянет в себя продукты клеточного метаболизма и выйдет из организма.

Дело в том, что на деятельность пищеварительной системы организм тратит очень много энергии. Именно поэтому пропадает аппетит, и ребенок отказывается от пищи, когда заболевает.

"… Успех вашего лечения при нелекарственной терапии будет всегда зависеть от того, как вы кормите больного. Дело в том, что основные органы, от полноценной работы которых зависит формирование иммунитета, - это печень и система пищеварения. И если во время болезни они будут перегружены, то иммунитет как следует не выработается, да и пища у больного ребенка полностью не усвоится. А вот если они будут свободны и будут работать только на иммунитет, то ребенок скорее выздоровеет и иммунитет у него сформируется.

Поэтому, прежде всего, как наиболее нагружающие систему пищеварения, должны быть исключены все виды мясных и молочных продуктов, в том числе и кисломолочные. Это правило не касается грудного молока: кормление грудным молоком сохраняется…" (3) (См. статью Анны Тажеровой о питании во время ОРВИ.)

Кроме переваривания пищи, усвоения питательных веществ, нейтрализации вредных веществ, «консервирования» излишков и многих других задач, пищеварительная система постоянно занята еще одной функцией – освободить организм от продуктов метаболизма. И если мы делаем очистительную клизму, то помогаем организму с выведением каловых масс, и он теперь может высвободившуюся энергию направить на проблемные участки в теле и бороться с заболеванием.

Большое значение очистительной клизме придает и А.М. Тимофеева:

"…При высокой температуре увеличивается всасывание токсических отходов (это связано с повышенной потребностью организма в жидкости – Т.С.), которые всегда накапливаются в нижних отделах кишечника. Очищая кишечник, вы предохраняете организм от всасывания вредных токсических продуктов. Кроме того, после очистительной клизмы температура обычно падает на 0,5-1,0 градуса, и состояние ребенка улучшается. Конечно, на время. Но ведь аспирин и пирамидон тоже снижают температуру только на 1-1,5 часа. Потом приходится давать их еще несколько раз…" (3)

Конечно, очистительную клизму не нужно использовать для понижения температуры каждые 1-1,5 часа. Если ребенок отказался от еды, то токсические отходы скопятся в нижнем отделе кишечника только через 16-20 часов. И если к этому времени температура тела будет продолжать оставаться высокой, то очистительную клизму можно повторить.

"…Необходимо иметь в виду, что детям ни в коем случае нельзя ставить просто водяную клизму. При высокой температуре тела обычная вода, введенная через клизму, активно всасывается кишечником и захватывает с собой вредные продукты обмена. Состояние ребенка при этом резко ухудшается..." (3)

Гипертонический раствор

Действительно, детям следует вводить гипертонические растворы. Расчет при этом такой: 1-2 чайные ложки на один стакан (200 мл) теплой воды (холодная вода вызывает спазмы и боль). Такой раствор предотвращает всасывание воды через стенку кишечника и, наоборот, выводит ее наружу с каловыми массами. Детям до 6 месяцев до 1-1,5 лет – 70-100 мл, с 2-3 лет – один стакан, дошкольникам – 1,5-2 стакана. Детям 12-14 лет вводится 700-800 мл жидкости из расчета на один литр воды 1-2 столовых ложки поваренной соли (без верха).

Такие клизмы ставятся не только для снятия высокой температуры, но и при заболевании желудочно-кишечного тракта, а также во всех случаях, когда возникает необходимость очистить ребенку кишечник…" (3)

Буквально сразу после клизмы температура упадет на несколько десятых градуса, а то и больше. И малыш может на 1-3 часа заснуть спокойным сном.

Нередко бывает, что температура больше не возвращается и ребенок через 2-3 дня выздоравливает.

А бывает, что через 1-3 часа малыш просыпается опять с повышенной температурой. Она может оказаться меньше, или опять начинает быстро расти. И если ребенок ее плохо переносит, то ее можно снизить до нормально переносимой, но уже другими методами.

Для этого нужно понимать один простой принцип: если снять температуру с поверхности тела – охладить кожу, - то и температура внутри тела снизится на несколько десятых градуса (например, с 39 до 38,4). С одной стороны, мы облегчим состояние малышу, а с другой – температура внутри тела будет достаточно высокой, чтобы вырабатывать интерферон и другие антитела для дальнейшей борьбы с инфекцией.

Холодные обливания, обтирания, обертывания

Самые простые способы снизить жар – это:

- обтереть тело мокрым прохладным полотенцем;
или
- облить холодной водой с головой (самой холодной, которая есть в доме: в кране или в колодце).


Первый способ на первый взгляд кажется более щадящим, гуманным. Очень трудно облить маленького человечка с ног до головы, особенно если сами родители никогда не обливались холодной водой. Но те, кто обливались, подтвердят, что окатиться ведром воды из колодца на много более комфортно, чем, если бы кто-то медленно и внятно обтирал холодной тканью тело, пышущее жаром. И в этих рассуждениях есть свой резон.

Тогда, почему бы не заменить самую холодную воду на прохладную? Можно, конечно и заменить, например, на воду комнатной температуры – 20-22 градуса. Но эффект снижения температуры будет на много меньше (например, с 39 до 38,7) и время спокойного бодрствования или сна будет значительно короче. Напомним, что одно их важнейших «лекарств» во время болезни – это сон. Это первый аргумент.

Есть еще более веский аргумент в пользу обливания холодной (ледяной 4-6 градусов) водой. Дело в том, что обливание холодной (ледяной) водой является стрессом для организма, мобилизующим (пробуждающим) все функции организма (не путать с дистрессом, который наоборот угнетает функции организма)*. Например, воздействие холодной воды (4-8 градусов выше нуля) на тело с температурой 39 градусов создает перепад температур разностью 31-35 градусов. В частности, это кратковременное воздействие активизирует иммунную систему человека, возбуждая деятельность надпочечников. Их активная деятельность ускоряем процесс выздоровления.

________________________________________________________________________
* Стрессом для организма можно назвать внешнее кратковременное воздействие на человека, как правило, малоприятное, но быстропроходящее. Стресс (как и дистресс) может быть самой различной природы: физический, психологический, эмоциональный, социальный и пр. Продемонстрировав себя организму, стресс как бы сообщает ему, что такие воздействия данному организму могут встречаться в более мощном или длительном проявлении. Получив такую информацию из внешнего пространства, человеческий организм незамедлительно реагирует, запоминая признаки (параметры) стресса и обучаясь противостоять ему. (О стрессе читайте: И.А. Аршавский  «Ваш ребенок. У истоков здоровья», М., 1992 г.)
   Дистрессом для организма можно назвать внешнее воздействие на человека в более длительном временном промежутке. Причем для одних людей внешнее воздействие может переживаться как стресс, а для других – как непосильная нагрузка для организма, превращающаяся в дистресс и угнетающая его функции. («Все, что нас не убивает – делает нас сильнее» Ницше) В этом случае происходит угнетение защитных сил организма, и человек становится подвержен различным заболеваниям.


Кроме обливания холодной водой Ада Михайловна Тимофеева предлагает обтирание водой с уксусом и обертывание. Здесь мы расскажем об обертываниях.

Обертывание

"…Еще лучше обертывание (по сравнению с обтиранием водой с уксусом – Т.С.) Это старинный метод не только снижения температуры тела, но и очищения организма. Наша кожа – это вторые легкие. Она так же дышит и выделяет с потом вредные вещества, которые накапливаются в организме во время болезни. Особенно хорошо работает кожа как орган очищения у ребенка. При острых заболеваниях маленьким детям делают полное обертывание.

Для этого берется хлопчатобумажное полотно и замачивается в воде или водном настое тысячелистника (см. приготовление настоя). Температура воды или настоя тысячелистника должна быть обратно пропорциональна температуре тела больного. Если у малыша температура около 40 градусов, то вода должна быть холодной (из-под крана), а если у него температура 37-37,5, то вода или настой должны быть нагреты до 40-45 градусов.

Приготовление настоя: 1-2 столовые ложки тысячелистника залить 0,5 литра воды комнатной температуры в фарфоровой, стеклянной или эмалированной посуде, затем эту посуду поместить в кипящую водяную баню и нагревать при частом помешивании 15 минут. После чего охладить, затем отфильтровать через ткань или марлю. Водяную баню можно заменить горячей печкой, но нужно следить за тем, чтобы лекарство не кипело. Настой можно готовить на 1-2 дня употребления. Хранить в темном прохладном месте, не допуская прямого попадания солнечных лучей.

Итак, хорошо намоченное полотно вынимается и быстро обертывается вокруг тела ребенка так, чтобы ручки оставались сверху свободными, а ножки, наоборот, были завернуты внутри со всех сторон. Остаются незавернутыми только стопы. После того очень быстро ребенка следует завернуть в простыню, затем в байковое одеяло и, наконец, в шерстяное одеяло (одеяла должны быть приготовлены заранее). Свободными в результате остаются только личико и стопы. Когда ребенок полностью завернут, надо надеть на ступни смоченные водой такой же температуры хлопчатобумажные носочки, поверх – шерстяные носочки, а затем повернуть простыню и одеяла так, чтобы полностью закрыть ступни. Если вы чувствуете, что малышу холодно, укройте его еще чем-нибудь и положите к ногам теплую грелку. Так он должен лежать 50 минут – 1 час.

Подобные процедуры полезно делать и детям старшего возраста. (Да и взрослым людям они помогут бороться с инфекцией. – Т.С.) Но так как большого ребенка трудно обернуть полностью, то можно делать частичные обертывания - только в верхней половине тела, начиная от шеи и до конца грудной клетки (можно захватить и часть живота).

Старшим детям рекомендуется во время процедуры обертывания давать потогонные травы, мед, малину, - если на них нет аллергии. Чем сильнее потоотделение, тем эффективнее процедура. Нередко потоотделение начинается не после первой или второй процедуры, а позже. Но не стоит делать обертывание дважды в день, лучше повторить ее во время нового подъема температуры на следующий день…" (3)

Но часто температура быстро начинает подниматься в течение дня, особенно первого дня заболевания. В этом случае можно использовать обливания холодной водой с последующим заворачиванием тела на 15 минут в сухую простынь, не вытирая его предварительно полотенцем.

К моменту окончания процедуры надо приготовить теплую ванну, чтобы очистить кожу от пота. Затем, после ванны, не вытирая ребенка, завернуть его в простынку, в одеяло и снова положить на 10-15 минут в кроватку. А потом одеть в чистое белье. Если ребенок не хочет ложиться в ванну, обмойте его с помощью душа. А если вновь через 2-3 часа температура начнет подниматься, можно снова сделать такую же ванну, но без предварительного обертывания, или теплый душ…» (1)

Здесь важно отметить, что эффективность такой ванны в большей степени заключается в том, что после ванны тело не вытирается полотенцем насухо, а еще мокрое оборачивается простынею. Увлажненная кожа продолжает выделять продукты обмена и вредные вещества, и вместе с остатками воды они впитываются в простынь. Именно по этому через 10-15 минут нужно снять простынь и одеть ребенка в сухое чистое белье.


Что делать, если нет повышенной температуры
или она небольшая?

Не редкость, когда у ребенка все признаки заболевания на лицо, а температура нормальная или немногим выше нормы, например, 37,5 градусов. Такая болезнь может тянуться вяло и долго по времени, с переменным успехом: то в какой-то момент вдруг ребенку становится лучше и, кажется, что он пошел на поправку, то вдруг опять наступила вялость, напала хандра и слабость.

Такая картина наблюдается у детей, которых очень тепло одевают в любое время года, которых лечат лекарственными препаратами, продолжают кормить во время болезни мясными и молочными продуктами. В результате такой «заботы» ребенок обладает слабым естественным иммунитетом и склонен «подхватить инфекцию на каждом углу».

Чтобы укрепить иммунитет у ослабленного ребенка и перейти на нелекарственные методы лечения, важно выбрать курс на постепенный отказ от антибиотиков и жаропонижающих препаратов и методично ему следовать.

!Отметим, что в этой части статьи речь здесь пойдет о детях, которые:

1) часто болеют без повышения температуры;

2) не состоят на учете у врача с узкой специализацией, а пока только являются частыми пациентами участкового педиатра. Для детей, которые являются пациентами кардиолога, невропатолога или любого другого специалиста данные рекомендации можно использовать в лечении, но только в тесном контакте с конкретным врачом, который наблюдает вашего ребенка.

Итак, теперь мы знаем, что повышенная температура помогает выработать естественный иммунитет к заболеванию и ускоряет процесс выздоровления. Если повышенной температуры нет, то можно смоделировать внутри организма условия для активизации защитных сил  внешними воздействиями.

Самое известное воздействие – это баня в сочетании с холодной (желательно ледяной) купелью или парная в сочетании с обливание холодной водой из ушата.

О бане и повышении иммунитета

Что же происходит с организмом в этих условиях? В хорошо разогретой бане мы повышаем температуру тела. После этого мы отправляемся в холодную купель, погружаемся в нее с головой (1-3 раза), чем создаем позитивный стресс для тела. Повышается динамика сосудов кровеносной и лимфатической системы, обменные процессы ускоряются. Наиболее активно начинают работать в качестве выделительных органов кожа и легкие - из организма начинают выводиться продукты метаболизма и вредные вещества через пот и дыхание. И, конечно, благодаря большому перепаду температур – парная – 100 градусов, холодная купель – 5-8 градусов выше нуля (разница около 90 градусов) стимулирует иммунную систему организма, в частности надпочечники.

Надпочечники выбрасывают в кровь армии антител, которые без промедления начинают активный поиск и уничтожение болезнетворных бактерий и вирусов. Более того, эти супперагенты запоминают «коды» и «шифры» новых для организма инфекций и в дальнейшем, успешно маскируясь под когда-то разоблаченных врагов, беспрепятственно внедряются в их вражеский лагерь и уничтожают интервентов. Это происходит при каждой последующей попытке проникновения в наш организм. То есть в дальнейшем иммунитет уничтожает знакомую прежде инфекцию в самом ее зачатке. В этом суть пожизненного иммунитета. Именно этим и славится русская баня, как «средство ото всех болезней».

Таких циклов – парная-купель, парная-купель – нужно пройти 5-7 раз, конечно, с небольшими отдыхами в предбаннике. В эти перерывы важно пить много жидкости, не очень холодной, можно горячей: чай, слабые морсы. Любые спиртосодержащие напитки препятствуют эффективному потению и активно внедряются в наш организм, отравляя его. Это внедрение происходит более беспрепятственно, чем, скажем на каком-либо празднике, т.к. весь банный процесс «открывает шлюзы» нашего тела.

Конечно, использование веников, массажей, различных натуральных масок и втираний для кожи – все это щедро оздоравливает наш организм. Но продолжим тему повышения активности защитных сил организма при заболевании ослабленного ребенка.


А если бани нет под боком? Что делать?

Любой мыслящий родитель, поняв механизмы воздействия больших перепадов температур на организм, сможет смоделировать мини-баню и в городских условиях. Для стимуляции иммунной системы ослабленного ребенка (да и взрослого тоже) можно использовать и меньшие перепады температур. Они тоже дают желаемый результат, только более постепенный, но достаточно действенный, чтобы помочь организму быстрее справиться с заболеванием.

Вот один из способов, которому меня научила Ада Михайловна, когда я лечила свою 7-месячную дочку от бронхита.

«Баня» в домашних условиях

Большая емкость (у меня нашелся пластиковый таз диаметром около 50 см и высотой 35-40 см) устанавливается на табуретке в ванной комнате рядом с ванной. На горячую батарею кладутся хлопчатобумажные штанишки, кофточка, платочек, носочки и байковое одеялко. В комнате приготовлены шерстенное одеяло и разобранная постель.  Для проведения процедуры у вас должен быть помощник.

Подготовка к процедуре

1. В таз наливается горячая вода – 36-37 градусов.
2. В ванну наливается холодная вода – самая холодная, которая есть в кране. (Так как это был март месяц, то водопроводная вода в Москве в это время ниже 10 градусов.) Если вода в кране выше 10 градусов, то лучше в нее высыпать много кубиков льда, которые заранее нужно приготовить в морозилке.
3. На плиту (на огонь) ставится чайник, полный воды. К началу процедуры он должен кипеть.

Сама процедура состоит в следующем

Разденьте ребенка и не торопясь погрузите его по грудь (положение сидя) в таз с водой. Кружечкой поливайте непокрытые части тела, придерживая его другой рукой в полусидячем положении. Когда вы заметите, что малыш раскраснелся от горячей воды (обычно они при этом начинают капризничать),  то его пора вынимать из таза с горячей водой, чтобы затем погрузить в ванну с холодной водой.

1.    Помощник приносит чайник с кипящей водой.
2.    Вы вынимаете ребенка из таза и погружаете в холодную воду по шейку.
3.    А) Вы делаете три проводки вдоль ванны на счет РАЗ-ДВА-ТРИ так, чтобы все тельце ребенка было под водой.
Б) Ваш помощник в это время льет из чайника кипяток в таз с горячей водой ровно столько же по времени, сколько малыш находится в холодной воде, т.е. в течение времени, пока произносится счет РАЗ-ДВА-ТРИ.

Ребенка извлекаете из ванны, а помощник перестает лить кипяток в таз.

Вы тут же (но плавно) погружаете малыша по грудь в горячую воду, а помощника возвращает чайник на огонь.

Назовем этот комплекс действий ОДИН ЦИКЛ.

За всю процедуру нужно сделать три таких цикла. Пока ребенок находится в течение 3-х секунд в холодной воде, вода в тазу повышается на 1-1,5 градуса.
За три цикла мы увеличиваем перепад температур и таким образом повышаем внутреннюю температуру тела и стимулируем иммунную систему и обменные процессы.

Все это мероприятие нужно закончить на погружении в холодную воду! (На те же 3 секунды.)

Тельце ребенка обмокнуть пеленкой (не вытирать насухо!) и быстро одеть (завернуть) в приготовленную сухую, нагретую на батарее, одежду. На голову ребенка обязательно повязать хлопчатобумажную косыночку.

Заключение

При использовании естественных методов помощи организму при каком-либо начинающемся бактериальном или вирусном заболевании мы можем очень быстро помочь ребенку. Причем на столько быстро, что основные симптомы конкретного заболевания (например, ринит – сильный насморк, отит – «стреляет» в ухе, ларингит – боль в горле и т.д.) могут так себя и не проявить. Но не редко бывает, что заболевание «показывает себя». В этих случаях необходимо дополнить лечение другими естественными методами, причем при одних симптомах используются одни средства и процедуры, при других – другие. Об этом подробно рассказывается в книге А.М. Тимофеевой (3), которую полезно иметь в домашней библиотеке каждой семье. В этой статье мы не приводим рецепты, т.к. пришлось бы перепечатать большую часть книжки.

Уточним только, что Ада Михайловна говорит о пользе ингаляций, банок, горчичников и других народных средств, которыми лечили наши прабабушки своих детей, и рекомендует их использовать вместо современных антибиотиков.


Фильтруйте информацию и учитесь читать между строк

В свою очередь, врач Е.О. Комаровский сначала начинает рассказывать о пользе повышенной температуры в процессе борьбы организма с инфекцией, подтрунивает над теми родителями, которые мешают этому важному процессу, раньше времени начиная использовать жаропонижающие лекарственные препараты. Но при этом низводит до уровня предрассудков вышеперечисленные народные средства, называя их «отвлекающими процедурами».

"…Каждый взрослый человек хоть раз испытывал отвлекающие процедуры на себе и ближайших родственниках – всем ведь известны знаменитые горчичники (банки, припарки, йодные сеточки, горячие ножные ванны и т.п.).

Сразу же следует отметить – эффективность этих процедур ни доказать, ни опровергнуть нельзя. Болезни, при которых горчичники якобы помогают, благополучно проходят и без горчичников. Серьезные заболевания опять-таки горчичниками не вылечиваются.

Так для чего же они нужны? Прежде всего для родителей. У мамы и папы заболевшего ребенка просто чешутся руки сделать для малыша «хоть что-нибудь». А когда горчичники снимают, малышу действительно становится гораздо легче – оттого, что сняли.
Главный вывод: отвлекающие процедуры нужны для того, чтобы развлекать родителей…" (4)

При этом врач Комаровский рекомендует начинать «сбивать» температуру от 39 и выше, если она держится больше часа. И основное средство для решения этой проблемы – парацетамол, который снижает температуру при ОРВИ (но не при бактериальных инфекциях). "…Парацетамол – лекарство уникальное по своей безопасности, даже превышение дозы в 2-3 раза, как правило, не приводит к сколько-нибудь серьезным последствиям, хотя сознательно этого делать не надо…" (4)

И, если парацетамол не помогает, то нужно срочно обращаться к врачу. Ну а незаметные оговорки «как правило» и «к сколько-нибудь серьезным последствиям» указывают на то, что бывают и исключения из правил, и последствия тоже бывают, только не очень серьезные.

Так же врач Комаровский категорически отрицает использование холодной воды для снижения температуры:

"…Внимание!
При контакте тела с холодом происходит спазм сосудов кожи. В ней замедляется кровоток, уменьшается образование пота и отдача тепла. Температура кожи уменьшается, но температура внутренних органов увеличивается. Это исключительно опасно!

Нельзя использовать в домашних условиях так называемые «физические методы охлаждения»: грелки со льдом, влажные холодные простыни, холодные клизмы и т.п. В больницах или после визита врача можно, потому что до того (до физических методов охлаждения) врачи назначают специальные лекарства, которые устраняют спазм сосудов кожи…" (4)

Возникает сразу три возражения:

- верно, что при кратковременном воздействии холодной водой на поверхность кожи  происходит кратковременный спазм кожных покровов и кровеносных микрокапилляров в ней – это закон  физики; но после этого идет почти моментальная реакция организма на приток крови в охлажденную часть тела, сосуды расширяются и избыточное тепло начинает выходить на поверхность; поры также открываются, и больной начинает потеть; температура внутри тела снижается – это закон физиологии; этот эффект могут подтвердить «моржи» - любители погружаться в прорубь с ледяной водой;

- я ни разу не слышала от врачей рекомендаций снижать температуру тела во время болезни при помощи грелок со льдом, обертываний, холодных клизм с выписыванием медикаментов, которые должны обязательно сопровождать эти процедуры; ну а уж использование этих процедур в больницах ортодоксальной медициной тем более невероятен;

- и даже если это правда, то какой смысл использовать холодовое воздействие на организм (естественный метод), если он не понижает температуру тела, а наоборот – повышает; и при этом необходимо сразу использовать таинственные медикаменты (наверно, засекреченные, в тайну которых посвящены, видимо, только врачи) для расширения сосудов на поверхности скукожившегося тела; не проще ли использовать сразу эти медикаменты (?)

Очевидно, что здесь читателю не сложно запутаться.

 


Правила при переходе на нелекарственную терапию

А вот А.М. Тимофеева очень внятно говорит о трех правилах, которым нужно следовать, если родители переходят на нелекарственную терапию.

"…1. Не следует смешивать лекарственные и нелекарственные методы лечения. (В данном случае под "лекарственными методами" подразумеваются аллопатические методы лечения - прим. Т.С.)

2. Во время острого заболевания при нелекарственной терапии из питания нужно исключить мясные и молочные продукты (кроме грудного молока).

3. При нелекарственной терапии следует делать несколько лечебных процедур в день…" (4)

С использованием грелки со льдом или холодных клизм при ОРВИ и простудах я не знакома. А вот обливание холодной  водой и холодное обертывание при повышенной температуре я практиковала в своей жизни неоднократно благодаря рекомендациям Ады Михайловны Тимофеевой. Сама Ада Михайловна – практикующий врач, много лет работала в детских больницах и практиковала методы безлекарственной терапии в отделении интенсивной терапии, где и подтвердила на практике действенность этих методов. Благодаря рекомендациям Ады Михайловны Тимофеевой автор этих строк успешно вылечила острый бронхит у 7-месячной дочери, используя контрастные водные ванны и масляный и твороженные обертывания.

Итак, у родителей есть выбор: использовать прохладную воду или холодную. Любой выбор будет верным для каждого конкретного родителя, т.к. не нужно слепо следовать любым рекомендациям. Используйте только те рекомендации или их вариации, которые «ложатся на душу». На собственном опыте вы получите те или иные результаты, которые помогут вам уже самостоятельно решать: КАК ЛУЧШЕ ПОМОЧЬ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ.

А.М. Тимофеева тоже говорит о важности личного опыта индивидуального подхода:

"…Каждый человек, а тем более ребенок, очень индивидуально реагирует на различные процедуры, особенно связанные с холодной водой. Сама мать иногда лучше врача подберет тот вариант, который будет наиболее приемлем для ее ребенка. И если вы почувствуете, что вашему ребенку что-то помогает, но делать приходится не совсем так, как я говорила, - доверьтесь собственной интуиции…" (4)

 

Литература

1. Аршавский И.А. «Ваш ребенок. У истоков здоровья», М., 1992 г.

2. Мендельсон Роберт С. «Исповедь еретика от медицины». – 2-е издание испр. – Новосибирск: Гомеопатическая книга, 2007, – 224 с.

3. Тимофеева А.М. «Беседы детского доктора». – 7-е изд., - М.: Теревинф, 2010, - 176 с.

4. Комаровский Е.О. «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников» - М.: Эксмо, 2012, – 592 с.


Татьяна Саргунас
Абхазия - Одесса, 2012



пожужжать! Забобрить!